• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
13:19 

lock Доступ к записи ограничен

Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

URL
13:42 

Одиночество. Что делать? Преимущества и недостатки состояния одиночества.




Мы никогда не «излечим» одиночество. Но, осмыслив его, мы сможем лучше понять человека, поскольку истина заключается в том, что человек по своей сути — и метафизически, и психологически — одинок.

* У состояния одиночества есть свои преимущества и недостатки. Преимущества одиночества ощущают те, кто сознательно выбирает для себя это состояние. Так же как и недостатки чувствуют на себе те, кто тяготится своим одиночеством. Чтобы лучше разобраться в том и другом, уметь использовать себе на благо свое вынужденное или сознательное одиночество, а так же успешнее преодолевать одиночество, если вы понимаете, что хотите выбраться из этого состояния, - читайте эту статью до конца.

Отрицательные стороны одиночества.

В ходе нового исследования было установлено, что мужчины и женщины без постоянных партнеров слишком много пьют, пропускают приемы пищи, слишком много работают и лишены эмоциональной стабильности, которой наслаждаются состоящие в браке. Одиночество так же ужасно для человека, как и курение, – или даже хуже. Самые страшные новости исследователи преподнесли одиноким женщинам в возрасте 30 лет с хвостиком – состояние одиночества в большей степени, чем сигареты, вино и беспокойство по поводу лишнего веса, сокращает продолжительность жизни.
* Одиночество в равной степени негативно влияет на долголетие и мужчин, и женщин, так же, как и курение. Пока неясно, почему одиночество настолько губительно для здоровья. Но предполагается, что одинокие люди склонны вести менее здоровый образ жизни. Они больше пьют, потому что чаще встречаются с большими компаниями друзей; они пропускают приемы пищи, например, завтраки, и больше работают, потому что у них нет партнера, которому хотелось бы уделять больше времени. И у них нет "поверенного", которому можно было бы излить душу.
* Женатые пары, в отличие от одиноких людей, лучше питаются, и у них более комфортные условия дома. Дети в браке тоже находятся под воздействием стабилизирующего фактора, в то время как одинокие люди чаще идут на риск.
* Если ты замужем, то у тебя есть партнер, который поддерживает твою самооценку, партнер считает, что ты просто волшебный человек, и беспокоится о тебе, когда ты опаздываешь домой. Если твоя самооценка высока, то ты проявляешь больше интереса к себе и больше о себе заботишься. У тебя есть чувство ответственности за себя и своего партнера. Если появляются и вырастают дети, то ты несешь ответственность и за них, особенно если ты женщина.

Преимущества одиночества.

Однако все больше людей сознательно выбирают одиночество, которое предлагает более солидные преимущества, чем установившиеся свободные отношения или замужество. Такие люди ценят одиночество; они нуждаются в уединении, и необходимое им пространство физической и эмоциональной свободы и независимости трудно обеспечить в рамках интимных отношений. Ни престижность замужества, ни постоянные контакты с каким-либо партнером не способствуют созданию столь ценимой ими независимости и свободы в такой мере, как одиночество. Эти преимущества также ощущаются в трудовой деятельности, где возможности служебного продвижения и путешествий не вступают в конфликт с другими интересами, как это бывает у человека, связанного семейными обязанностями.
* Но главная цель уединения – побыть наедине с собой. Это лекарство от изнеможения, в котором часто нуждаются современные люди. Ещё в старину одиночество использовали и в целях предсказания, как способ прислушаться к внутреннему Я, чтобы попросить совета у своей интуиции или высших сил, которые невозможно расслышать в шуме и суете повседневной жизни. И тогда появляется возможность узнать себя – понять, что я – это часть бесконечной Природы. Как только человек становится лицом к лицу со своим одиночеством, принимает его, то оно меняет окраску, качество, вкус. Оно становиться единством. И тогда оно - не изоляция, оно – уединение. Изоляция несет в себе несчастье; уединение содержит в себе наполненность радостью и счастьем.
* В одиночестве есть красота и великолепие, позитивность; в чувстве, что тебе одиноко – бедность, негативность и мрачность. Ошо. Когда человек чувствует, что ему одиноко, то он думает, что ему кого-то не хватает – иными словами, что он изначально неполный, нецелый. Одиночество - это не значит, что человеку кого-то не хватает, это означает, что он нашел себя.
* В научном и деловом мире время, которое мы уделяем пребыванию наедине с собой, почему-то считается потраченным впустую, хотя на самом деле это время – самое плодотворное, помогает нам поддерживать внутреннюю жизнь. Ведь именно в состоянии одиночества душа поставляет идеи нашему воображению, и только потом мы их сортируем, чтобы решить, какие взять на вооружение, какие наиболее приемлемы и перспективны.

Преодоление одиночества.

Одиночество, однако, имеет свои проблемы, особенно если вы одиноки не по собственному выбору, а в связи с обстоятельствами. Для некоторых людей одиночество является огромным преимуществом, но для большинства одиночество и изоляция становятся худшим и тяжелейшим из изъянов. И люди начинают искать себе партнера.
* Созерцая всю безмолвную вселенную и человека, оставленного во тьме на произвол судьбы, заброшенного в эти закоулки вселенной, не ведающего, на что надеяться, что предпринять, что будет после смерти... меня охватывает ужас как человека, которому пришлось заночевать на страшном необитаемом острове, который, проснувшись, не знает, как ему выбраться с этого острова, и не имеет такой возможности. Паскаль.
* Если тщетные усилия поиска любви отнимают у вас кучу душевных сил, возможно, пора пересмотреть свой подход к поискам настоящей любви. Вот возможные ошибки в вашем поведении:
1. Если вы считаете, что недостойны любви, ее и не будет. Если постоянно твердить себе про свою злую долю и печать одиночества на лбу, это отношение начинает проявляться в каждом слове, в каждом жесте и поступке.
2. Постарайтесь перестать видеть в лицах противоположного пола врага.
3. Любовь – это не поводок. Даже самые счастливые пары нуждаются в пространстве для роста. Чем более динамичной жизнью они живут – в плане работы, увлечений, друзей – тем более интересными они становятся для своей второй половинки.
4. Старайтесь увидеть больше положительного в другом человеке. Когда люди, в которых вы попытаетесь увидеть много положительного, поймут, что кто-то считает их замечательными, они такими и станут! Просто надо помнить, что в душе каждого человека лежит сокровище. А поскольку душа - штука очень ранимая, никто это сокровище не показывает, откроется оно только тому, кто для души не представляет опасности. Можно постараться стать таким человеком.
* Вот что говорит об одиночестве, которое доставляет страдание, Мать Тереза: В нашем мире многие чувствуют себя одинокими. Вокруг нас всегда есть люди, но мы все равно одни. В чем причина? На самом деле нас изолирует от других людей наше собственное поведение. Мы не умеем открыться другим, не умеем любить, мы не можем сказать другим пару ободряющих или утешающих слов. Мы не можем давать, но всегда ждем, что другие дадут нам. А те, другие, часто бывают заняты, у них свои дела и заботы... Часто приходится слышать жалобы: «Никто не приходит со мной повидаться, никто меня не любит, никто мной не интересуется». Но почему именно всегда другие должны интересоваться вами, любить вас, в то время как вы не предпринимаете никаких действий? Если вы страдаете от одиночества, не оставайтесь пассивными. Вместо того, чтобы сидеть в углу, занимаясь самоедством и ожидая внимания от других, сделайте первый шаг сами, пойдите к людям. Нет никаких причин чувствовать себя одиноким, когда в мире есть любовь и свет. Забудьте о себе хотя бы ненадолго и сделайте что-то для других. Часто в нашем одиночестве виновато полученное нами воспитание. Родители часто говорят своим детям: «Не будь таким глупым, не делай всегда первым шаг навстречу, пусть другие придут к тебе». Конечно, другие придут к вам, если вы будете им полезны. Если вы булочник, к вам придут за хлебом. Надо быть способным что-то дать, чтобы к вам шли. Если же вам нечего дать людям, вы не привлечете их и останетесь в одиночестве. И не надо упрекать других, что они не идут к вам. Станьте нужным, и к вам придут! Посмотрите на распустившуюся розу. Она благоухает, и все тянутся к ней: и пчелы, и бабочки; все хотят вдохнуть ее аромат. И это потому, что она открылась. Почему же вы остаетесь закрытыми и не «благоухаете»?

Подходы к пониманию феномена одиночества.

Проследим подходы к пониманию феномена одиночества в основных психологических школах: с точки зрения гуманистической психологии феномен одиночества понимается как конфликт между “истинным“ и “социально-желательным Я“; экзистенционалисты видят истоки одиночества в самой природе человека; с позиций неофрейдизма состояние одиночества определяют внешние условия, формируя у человека патологические черты характера или мешая ему реализовать свои глубинные потребности; а в социологической традиции одиночество индивида рассматривается как нормативный среднестатистический показатель, зависящий от процессов, происходящих в обществе.

Одиночество в неофрейдизме.

Отрывок из монографии «Одиночество», Бен Миюскович.
* Правомерно утверждение, что все разнообразие человеческого поведения или действий обусловлено самоочевидным фактом: все люди хотят быть счастливыми. Интересно было бы понять, что движет человеком, найти универсальный принцип, посредством которого мы сможем понять, почему человек делает то, что он делает, почему человек есть то, что он есть. Тем очевиднее становится тот факт, что для выработки нашего согласованного мнения о человеческой природе необходимо само по себе соотнесение с теорией человеческой мотивации. Столкнувшись с впечатляющим разнообразием интерпретаций личности, трудно сказать, можно ли предложить общий критерий сравнения, но попытаемся сделать это. Одним словом, искомый критерий — одиночество.
* Бен Миюскович считает, что после того, как человек удовлетворит свои наиболее насущные физиологические и биологические потребности — в воздухе, воде, пище — он стремится облегчить свое безнадежное одиночество. Дело в том, что все мы изначально стремимся к духовному общению, привязанности и дружбе, однако многим из нас, к сожалению, не удается этого достичь; и те, кого постигнет неудача, становятся фрустрированными экстравертами или сдавшимися интровертами; если же мы не можем наслаждаться обществом других людей и добиться их признания, мы обращаемся (что ненормально), к самим себе — что ж, в таком случае мы будем довольствоваться своим собственным обществом.
* В своем исследовании Бен Миюскович с самых различных точек зрения последовательно рассматривает одиночество, уединенность, изоляцию. И хотя понятие одиночества встречается во многих контекстах, употребляется с различными целями, само по себе оно остается неизменным по своей сущности.
* Так же как и внешне наблюдаемая физическая гравитация, одиночество оказывается той утонченной силой в психологической сфере, зачастую весьма коварной и вероломной, которая движет нами. Человек не только психологически одинок, но и метафизически изолирован. Не имеется в виду, что мы постоянно думаем или чувствуем, что мы постоянно, каждую минуту одиноки; мы действительно одиноки, но не всегда осознаем свое одиночество.
* Существует возможная и значимая противоположность одиночеству, а именно «общность», объединенная интересом (когда наше сознание направлено вовне — «экстра-рефлексия»), преследованием «цели» или удовольствием от близости друзей. Таким образом, одиночество в принципе верифицируемо, поскольку оно имеет свою осмысленную противоположность. Когда я нахожусь в обществе близкого друга и мы оба наслаждаемся общением, вполне очевидно, что я не одинок. Следовательно, всякий раз, когда мы испытываем истинное чувство дружбы, одиночество не осознается нами, хотя оно тем не менее служит как «структурное» (или «трансцендентное») условие возможности дружеских отношений.
* Любопытно, что до недавнего времени психологи сравнительно мало говорили об одиночестве. Фрейд, например, лишь слабо коснулся этого вопроса. Предлагаемый ниже отрывок — одно из немногих высказываний Фрейда, посвященное проблеме одиночества: Первыми фобиями у детей, связанными с внешними условиями, являются боязнь темноты и одиночества. Первая из них зачастую сохраняется на протяжении всей жизни; обе вызваны у ребенка ощущением отсутствия любимого человека, который нянчит его,— скажем, его матери. Я слышал из соседней комнаты, как ребенок, испугавшийся темноты, звал: «Говори со мной, тетя! Я боюсь!» — «Зачем? Для чего? Ты все равно меня не видишь». На это ребенок отвечал: «Когда кто-то говорит со мной, становится легче». Таким образом, ощущение, испытываемое в темноте, превращается в боязнь темноты.
* Более подробный анализ сущности чувства одиночества дан Анной Фрейд. Дети не боятся смерти, по крайней мере больше всего прочего, потому, что не понимают или не представляют себе, что может означать полное отсутствие сознания. Но темнота их пугает задолго до того, как они начинают понимать, что может последовать за смертью. Дети первоначально принимают свое бессмертие и вечность как нечто само собой разумеющееся. Но темнота ужасает их, ибо она символизирует одиночество. Следовательно, дети зачастую боятся идти спать не потому, что боятся заснуть и больше не проснуться, но скорее потому, что их пугает перспектива сохранять сознание и быть при этом одинокими.
* Мы не боимся смерти, мы боимся одиночества. Нас не пугает мысль, что наши чувства, наше сознание не будут существовать или функционировать. В противном случае каждый из нас боялся бы засыпать каждую ночь. Но мы не боимся этого. Как и дети, мы не боимся потери сознания, но боимся остаться одни, страшимся длительного состояния изоляции, которое часто символизирует одиночество в темноте (Дж. Конрад. Сердце тьмы). Что нас ужасает в смерти, так это возможность продолжения нашего сознания, но в полном одиночестве. Мы представляем самих себя как некое солипсистское сознание, обитающее в одиночестве в темной (или светлой — не имеет значения) вселенной, скитающееся по необитаемым и бескрайним просторам пространства (темноты) и времени в абсолютной пустоте, как одну-единственную ощущающую монаду, беззвучно отражающую от затемненных окон сознания вселенную, где нет ни души, кроме одной-единственной — нашей души.
* «Мерцающие души уплывают прочь, они то ярче, то бледнее и угасают в проносящемся вихре. Одна погибла: крошечная душа, его душа. Она вспыхнула и погасла, забытая, погибшая. Конец: мрак, холод, пустота, ничто» (Дж. Джойс. Портрет художника в юности). Вот чего мы (каждый в отдельности) боимся; не милосердия предающего забвению небытия, не смерти — сократовской «ночи без сновидений»; скорее всего, мы боимся осознания «небытия», сознания нашего индивидуального одиночества, изоляции, не отражающейся в теплых чувствах и «рефлексивном свете» другого сознательного существа.
* Свет — это пространственный посредник «через» который, «посредством» которого или «в» котором мы можем убедиться, что не одиноки; темнота же, по контрасту, заключает нас во внутренней солипсистской данности. Стремление к общению с другим сознанием, наличие которого является взаимным подтверждением нашего собственного существования, становится не чем иным, как оборотной стороной потребности избежать одиночества. Эта потребность зарождается на самых ранних стадиях возникновения сознания у индивида. Когда ребенка лишают человеческой привязанности, наступает состояние, известное под названием маразма (Coleman, 1964), имеющее как физиологические, так и психологические симптомы проявления, сохраняющиеся на протяжении всей жизни больного. Это состояние возникает в результате отстранения ребенка от внешнего человеческого участия и человеческой отзывчивости или намеренного лишения его признания как существующего существа.
* Хотя Фрейд сравнительно редко высказывался по проблеме одиночества, он тем не менее предложил интригующую модель, с помощью которой можно подойти к рассмотрению одиночества и как чувства, и как теоретического конструкта. Из этого и проистекает мое убеждение, что любое индивидуальное сознание пронизано основополагающим, изначальным, глубинным чувством (или идентичной ему структурой) возможности уединения и одиночества.
* Как только человек понимает свое истинное сущностное положение и в той мере, насколько он его понимает, он становится безнадежно одиноким. В своем недавно предпринятом исследовании одиночества Вейс [Weiss, 1973] рассматривает его, как если бы данный феномен был просто болезнью наподобие любой другой болезни. В связи с этим он заявляет: «Тяжкое одиночество оказывается столь же распространенным, как и простуда зимой». Если одиночество есть болезнь, то, следовательно, оно — неестественное состояние, то есть такое состояние, которого, к счастью, можно и избежать. И в самом деле, небольшое по объему исследование Вейса снабжено целым перечнем средств и снадобий, которыми могут себя пользовать сироты, старики, разведенные и прочие категории населения с тем, чтобы уменьшить и преодолеть приступы одиночества. В соответствии с этой моделью одиночество, очевидно, расценивается как почти что сугубо медицинская проблема. Так же как недоедание определяется недостатком пищи, так и одиночество рассматривается как недостаток приятельских отношений. Между тем одиночество предстает как более явное (грубое) искажение человеческого бытия, пронизывающее индивидуальное человеческое существование. Одиночество — не болезнь в медицинском или даже социологическом смысле слова.
* Скорее всего, оно коренится во внутренней природе человека, в самой его психологической конституции. Чувство голода, к примеру, само по себе — не болезнь; наоборот, это — физиологическое состояние, состояние конституции человека, проникающее в структуру его сознания.
* В своей блестящей статье с простым названием «Одиночество» Фрида Фромм-Рейхман отмечает, что ко времени написания данной работы в исследованиях по психологии практически не рассматривалось понятие патологического одиночества. Тот факт, что с появлением ее работы ситуация в этой области несколько улучшилась, достаточно ясно свидетельствует о несовершенстве психологии и социологии. И это не просто теоретическая близорукость или просчет, а своего рода методологическая трагедия. Трагедия не потому, что одиночество становится скрытой и трудно распознаваемой болезнью — вроде сифилиса, вызывающего общественное замешательство,— которая, будучи распознанной и диагностированной, поддается излечению. Мы никогда не «излечим» одиночество. Но, осмыслив его, мы сможем лучше понять человека, поскольку истина заключается в том, что человек по своей сути — и метафизически, и психологически — одинок. Сартр рассуждал о том, что мы осуждены быть свободными; но мы еще более непоправимо и безнадежно приговорены к полнейшей изоляции. Таким образом, несмотря на претензии психологии и социологии изучать человеческие состояния и социальную реальность, совершенно очевидно, что названные дисциплины упустили из виду эту существенную структуру человеческого сознания, сознания, сформированного глубоким и изначальным одиночеством.
* Но Фрида Фромм-Рейхман, конечно же, не виновата, когда она отрицает то, что называет «дезинтегрирующим одиночеством». «Стремление к взаимной близости,— отмечает Ф. Фромм-Рейхман,— сохраняется у каждого человека с детства и на протяжении всей жизни; и нет ни одного человека, который бы не боялся его потерять» [Fromm-Reichmann, 1959]. По ее мнению, парализующее переживание «настоящего одиночества имеет много общего с некоторыми другими настораживающими состояниями сознания, такими, как паника. Люди не могут переносить подобные состояния какой бы то ни было длительный период времени, не становясь психотиками...» [Fromm-Reichmann, 1959].
* Ф. Фромм-Рейхман соглашается с Людвигом Бинсвангером и Харри С. Салливаном в том, что «обнаженное существование», «обнаженный ужас» одиночества может быть еще более понуждающим стимулом, чем общепризнанные физиологические потребности человека: «Каждый, кто встречался с людьми, подавленными реальным одиночеством, понимает, почему люди в большей степени боятся остаться одинокими, чем голодными, или лишенными сна, или же сексуально неудовлетворенными...».
* Первоначально сознание есть бессознательное, нерефлексивное отождествление индивидом себя со всеобщностью наличного бытия. Однако постепенно, в меру осознания того, что наши желания не всесильны, что мы конечны и ограничены, индивид приходит к принципу реальности. Он начинает делать различия между своим «Я» и «другим-Я» (гегелевский принцип отрицания). Это «здраво» и необходимо само по себе и ведет к «реалистическому» различию между: а) рефлексивным «Я»; б) неодушевленными объектами; в) другими «Я»; прежде всего между индивидом и его матерью. Но: «Если ребенок окружен только восхищением и любовью и ничего не узнает о внешнем мире, у него может развиться уверенность в своем величии и значительности, которая ведет к нарциссистической жизненной ориентации: убежденности в том, что жить — значит быть любимым и вызывать восхищение. Эта мания величия и нарциссистическая установка будет неприемлема для окружающих; они ответят на нее враждебностью и изоляцией нарциссистической личности.
* Образующаяся и глубоко укореняющаяся триада — нарциссизм, мания величия и враждебность — лежит, согласно Зилбургу, в основе всех трагедий одиночества» [Fromm-Reichmann, 1959].
* «Здравый рассудок» зависит от хитроумного баланса, от сохранения различия между своим «Я» и внешним миром, другими «Я». Нарушьте это хрупкое равновесие изоляцией индивида, и в результате получите озабоченность, которая, если ее усилить и продлить, завершится полной дезориентацией личности.
* «Будучи одиноки и изолированны от других, люди испытывают страх перед возможностью утратить свои границы, потерять способность различать субъективное «Я» и объективный окружающий мир» [Fromm-Reichmann, 1959]. Лучшим исследованием одиночества из уже имеющихся можно, наверное, считать сочинение Джеймса Ховарда «Клетка телесного цвета» (1975). Конечная метафизическая предпосылка выводов Ховарда, касающихся сущностного одиночества человека, основана на понимании человека как самосознающего существа, фактически единственного в животном царстве. Согласно Ховарду, мы замкнуты в оболочке крайней субъективности [Howard, 1975] Мы никогда не сможем полностью преодолеть подобную изоляцию, но сможем уменьшить ее. И мы стремимся к этому, объединяясь и разрывая данную оболочку. Мы пытаемся: а) «вобрать» в себя «другого» или б) «вырваться за пределы своей клетки и установить контакт с существом в другой клетке. Мы достигаем этого с помощью общения, прикосновением, самовыражением, трансценденцией или с помощью какой-либо другой формы (направленного вовне) действия» [Howard, 1975]. «В каждый данный момент времени мы функционируем между двумя основными полюсами полной всепоглощающей замкнутости нашего мира и абсолютного выхода из своих границ; мы лезем из кожи вон, выворачиваемся наизнанку, чтобы объединиться с тем, что находится за пределами нашего непосредственного знания». Сознание обладает двойной силой: оно может быть обращено вовне, быть «экстрарефлексивным», или же оно может быть обращено вовнутрь, как «интрорефлексивное», рефлексивно осознавать самое себя. Когда оно предстает в последнем качестве, оно уязвимо для чувства одиночества. С одной стороны, оно стремится вовне; с другой — сталкивается со своей трагической сущностью, своим «солипсистским» узилищем.
* Что касается способности проникновения в ситуации крайнего одиночества, то здесь социология остается далеко позади психологии. В «Одинокой толпе» Дэвид Рисмен и его единомышленники вроде Вейса сводят одиночество почти к болезни или по крайней мере к причудам в определенных социальных структурах. Они полагают, следовательно, что хотя интроверты, а еще больше экстраверты, зачастую испытывают острое чувство одиночества, это не относится к традиционным типам общества, где жизнь индивида организована прежде всего вокруг состоящей из многих поколений семьи, племени или общины; индивид в таком обществе находится в заданной, наделенной значениями социальной структуре, выработанной в контексте, соотнесенном с органическими основаниями общества или сообщества [Riesman, 1950]. Такой человек, по мнению Рисмена и его сторонников, не одинок и не покинут людьми. Некоторые замечания Эриха Фромма [Fromm, 1941] представляются более проницательными, чем вышеизложенные. В них мы опять находим уже встречавшиеся темы: потребность индивида соотноситься с внешним по отношению к нему миру столь же насущна, как и более часто признаваемые биологические стимулы; «чувство полного одиночества и изоляции ведет к умственным расстройствам так же, как физическое голодание ведет к смерти». Но Фромм добавляет ко всему этому и нечто новое. Моральное одиночество определяется, по Фромму, как неспособность индивида соотноситься не обязательно только с другими людьми, но и с ценностями и идеалами вообще. В этой связи Фромм отмечает, что монах в монастыре, верящий в Бога, или политический заключенный в камере, чувствующий поддержку и солидарность, не одиноки. Действительно, «религия и национализм, как и любая традиция, любое убеждение, какими бы абсурдными и унизительными они ни были, если только связывают индивида с другими людьми, становятся для человека убежищем, защитой от того, чего он больше всего страшится,— одиночества».
* Подобно Ховарду, Фромм прослеживает истоки чувства крайнего одиночества вплоть до «факта субъективного самосознания, навыка мышления, с помощью которого человек осознает себя как индивидуальное целое, отличное от природы других людей». Человек, однажды «достигнув уровня индивидуального самосознания и установив свое уникальное личностное тождество, неожиданно сталкивается со своим абсолютным одиночеством. Но «так же, как ребенок никогда не может физически вернуться в материнскую утробу, взрослый человек никогда не может психологически обратить вспять процесс индивидуации». В этом заключается человеческая дилемма: человек должен стремиться к отделению своего «Я» от аморфной «области» сознания, сформированной на стадии «океанического чувства», но, однажды достигнув такого отделения, он затем сталкивается с мыслью, что больше не «сопричастен» целому. И человек пускается в самоотверженный и безнадежный путь назад к «абсолютному бытию» и единству или по крайней мере время от времени пытается это сделать. В этом смысле даже самые отчаянные анархисты и политические террористы вовлечены в борьбу за то, чтобы быть сопричастными чему-то более стабильному, чем собственное «я».

Одиночество в экзистенциальной психологии.

Известный психотерапевт И.Ялом выделяет три типа одиночества (изолированности):
1. от себя (внутриличностное), человек убегает от какой-то части себя (напр. своих сильных и расстраивающих переживаний), возводя барьеры между частями своего Я. Это происходит не только когда человек хочет защититься от неприятных чувств или мыслей, но и в случаях, когда он отрицает собственные желания, следует за «правильно» или «нужно» и не доверяет себе.
2. от других (межличностное), человек убегает от отношений с другими людьми и понимания, что он живет не так, как ему этого хочется. Причин этого может быть несколько и в том числе неумение строить близкие отношения, страх, личностные особенности и предыдущий опыт отношений и др.
3. от жизни (экзистенциальное), человек прячется в толпе от грусти и тоски от осознания, что никто и ничто не смогут дать вечного смысла, радости и внимания. У него могут быть сколь угодно хорошие отношения с членами семьи и собой. Однако, он приходит к пониманию, что только он сам несет ответственность за жизнь и что никакие отношения не смогут дать полного понимания и постоянной любви. И эту ситуацию ничего изменить не может. Это связано с тем, что ничто не сможет отменить жизненный факт – наше экзистенциальное одиночество. К осознанию этого факта приходят не только старики. Этот вопрос возникает перед нами, когда уходят из жизни близкие и важные для нас люди, и мы остаемся одни. Он врывается вихрем в нашу жизнь как после трагических событий. Часто после этого мы чувствуем страх и беспомощность перед чем-то более могущественным и иногда понимаем, что в жизни нет ничего постоянного, всегда соответствующего нашим ожиданиям. И если мы пойдем дальше, то можем увидеть, что мы весьма ограниченно можем влиять на ход нашей жизни, поскольку должны в одиночку стоять перед силами природы и обществом.
* На первый взгляд ситуация кажется безысходной. Может возникнуть ощущение, что любые отношения не имеют смысла и мы обречены влачить печальное и жалкое существование отшельников, бредущих по одинокой пустыни. Однако если посмотреть глубже возникающего в начале страха и беспокойства, то не все кажется таким тупиковым. Попробуем разобраться. Начнем с того, что такое экзистенциальное одиночество. Если обобщить идеи философов и психологов этого направления, то можно сказать что они рассматривают человека как творца собственной жизни, встречающегося с вечными вопросами существования (смерти, свободы, ответственности, одиночества), ищущего смысл своей жизни и являющегося большим, чем сумма его составляющих (характер, темперамент и т.п.) Экзистенциалисты также говорят о данностях бытия, одной из которых и является одиночество. Какими бы ни были удовлетворительными отношения с другими людьми и с собой, человек все равно остается изолированным.
* Принимая ответственность за свою жизнь, к нам приходит понимание, что только мы сами, а не кто-то другой, являемся творцом ее. Это осознание приводит к сильному переживанию одиночества - ведь никому и ничему нет дела (по большому-то счету) до моей жизни?! Философ М. Хайдеггер говорил об этом как о вброшенности в мир, в который нас поместили без нашего согласия. И хотя мы сами творим свою жизнь, она все-таки ограничена тем, что мы делаем это в одиночку. Все, что есть у человека это мужественное принятие на себя частичного груза экзистенциального одиночества и стоическое проживание его.
* Еще одним, наиболее распространенным и мощным способом ограждения себя от экзистенциального одиночества являются отношения. Несмотря на то, что не существует отношений, которые смогли бы уничтожить изоляцию, великие отношения, по словам мыслителя М. Бубера, могут пробить брешь в барьерах одиночества, смягчить его суровый закон и перебросить мост от одного самостоятельного существа к другому. Об этом же пишет и Ялом: мы плывем в темном океане Жизни одинокими в своей лодке. Однако нас приободряет то, что мы видим свет таких же плывущих рядом лодок.
* Мысль о том, что признание собственного одиночества и наличие способности стойко его встретить позволяют человеку строить поистине человеческие отношения, основанные на любви, понимании и доверии, встречается как в философской, так и психологической литературе. Может возникнуть вопрос «а на основе чего же еще можно строить близкие отношения, кроме как не на любви и понимании?»
* В обществе есть тенденции к обезличиванию человека. В потоке новостей и информации, потоке развлечений, потоке изучения науками о человеке своего объекта (и неизбежного упрощения, необходимого для научной работы), в ритме мегаполисов, мы забываем о том, что перед ним такой же, как и я сам, живой человек.
* М. Бубер выделил два типа отношений: «Я-Ты» и «Я-Оно». Последний тип взаимосвязи - это отношения без взаимности, где другой это средство, функция, объект. Этому Бубер противопоставляет «Я-Ты» отношения, которые построены на взаимности и включающие переживания другого. Различия между эти типами отношений лежат не только в их природе, но и в том, что есть «Я» в каждом из них. При отношениях «Оно» человек не полностью находиться в «отношениях» - он удерживает часть себе, т.к. в этом случае он занимается категоризацией, анализом и оценкой об «Оно». В таких отношениях другой человек («Ты») ценен не сам по себе, а рассматривается только с точки зрения того, насколько он удовлетворяет какую-то мою потребность, т.е. становиться безличной функцией («Оно»).
* Основной способ переживания «Я-Ты» отношений - диалог. В нем «каждый из участников имеет в виду другого или других в их особом бытии и обращается к ним с намерением установить живые взаимоотношения между собой и им». Когда же человек использует другого для решения своих проблем, то такое общение есть «монологи, замаскированные под диалог».

Одиночество в гуманистической психологии.

А. Маслоу - один из основателей гуманистической психологии - считал, что действия человека определяются двумя типами мотивов: восполнение дефицита и рост. Он выдел несколько характеристик человека, ориентированного на рост. Среди них: способность реализации собственного потенциала, большая самодостаточность, меньшая зависимость от подкрепления среды, меньшая потребность в межличностных отношениях, восприятие людей не с позиции полезности («использования»), а с позиции уникальности каждого человека. Т.о., эти люди руководствуются не социальными, а внутренними ориентирами. Исходя из этого, Маслоу выделял два типа любви - бытийную и дефицитарную. Сравнивая эти типы Маслоу считал, что для бытийной любви характерны: минимум тревоги-враждебности, независимость, автономность, минимум ревности, большая бескорыстность, альтруистичность, заботливость.
* Э. Фромм, в одной из своих блестящих работ «Искусство любви», также затрагивает вопрос о том, что должны представлять из себя ненуждающиеся отношения. Фромм считает экзистенциональную изоляцию причиной серьезного беспокойства человека. Рассматривая то, как человечество в ходе своего развития преодолевало эту изоляцию, Фромм пишет, что ни творческая деятельность, ни оргиастические состояния, ни следования обычаям, ни верованиям группы не являются достаточными для этого преодоления - они были лишь частичными ответами. Полный же ответ – это достижение единения с другим человеком в любви.
* Фромм отличал «симбиотическое слияние», при котором ни один из партнеров не является целостным и свободным, от «зрелой» любви. Последняя есть союз при условии сохранения индивидуальности, где двое становятся одним и все же остаются двумя. Об этом же пишут и некоторые другие авторы. О. Ранк говоря о росте человека, пишет о нем как о процессе отделения. Наша жизнь начинается как слияние яйцеклетки и сперматозоидов, продолжается как физическая связь с организмом матери через пуповину и развивается дальше как эмоциональная зависимость от родителей. Вырастая, человек начинает все больше полагаться на себя, отделяет себя от других и становится независимым. Однако платой за это отделение является одиночество. Понимая это, многие выбирают оставаться незрелыми, зависящими от отношений с родителями или находят им замену в супруге. Таким образом, стремящийся к росту человек, находясь в отношениях, должен решать две задачи: научиться быть с другим человеком, не сливаясь с ним, и не сводить другого до средства, спасающего от одиночества.
* Человек способен любить, только если свободен от ряда ограничений. Для Фромма они состоят в следующем. Мы часто воспринимаем мир и людей в нем с точки зрения их полезности или опасности для нас и не замечаем их ценности в независимости от того, что они нам дают. С другой стороны, на способность любить оказывает влияние социальное окружение и взгляды родителей, впитанные нами с детства. Это отчетливо видно в некоторых случаях, где браки совершаются не на небесах, а на семейных советах. Любовь - это активный процесс, основанный не на «получении», а на отдаче; участии, а не увлечении. Для зрелой любви также характерны забота, отзывчивость и уважение.
* Таким образом, внутреннее состояние и постоянное развитие самого любящего является важным условием построения зрелых, свободных от нужды отношений. Вот некоторые внутренние качества, способствующие этому: вера в себя;
постоянная активность (здесь важно различать внешнюю суету и внутреннюю деятельность, в которой любящий находится в состоянии постоянного активного интереса к любимому человеку);
осознанное отношение к себе и жизни (что достигается постоянным самоисследованием и внимательным отношением к тому, что происходит в жизни);
избегание внутренней лени (напр. в форме откладывания чего-то на потом, или пустого времяпровождения);
творческое, созидательное отношение к жизни;
смелость считать определенные ценности достойными высшего внимания, а также смелость делать эти ценности важнее безопасности, спокойствия или привычного образа жизни;
бескорыстное отношение к другому: не искать и не ждать от него похвалы, восхищения, власти, сексуальной разрядки и проч.;
«любовное» отношение ко всему: любовь не как особенное отношение к какому-то одному человеку, а как жизненная позиция.
* Принятию факта «неисправимости» экзистенциальной изоляции и сильных переживаний, связанных с этим, помогает внутренняя сила, ощущение собственной ценности и твердое знание себя. Если же это не удается, то мы начинаем различными обходными путями искать безопасности. Чаще всего это происходит через отношения, в которых другой человек используется для «спасения» от одиночества и удовлетворения каких-либо потребностей.
* Другой способ ухода, связан с потерей себя через погружение в другого человека, работу, занятие, социальную или религиозную структуру (партию, секту, неформальное объединение и проч.) Сюда же можно отнести страх отличаться от других – быть подобным остальным в одежде, поведении, ценностях и т.п. Однако это не только не «спасает», но и делает жизнь такого человека несчастной. Он не только жертвует собой ради зыбкого ощущения ложного единства с кем-то или чем-то. Он еще и не понимает, что находится в тяжелом положении, поскольку он выбрал потерять себя.

Заключение.

Когда хочется быть одному, то необходимо двигаться в одиночество и наслаждаться им в полной мере. И этого не нужно выбирать – если быть внимательным к себе, то можно увидеть цикличность этих состояний. Лично мне близка точка зрения, что наслаждаться одиночеством, можно, если человек наслаждается отношениями. Когда человек глубоко движется в отношения, то в нем возникает глубокая потребность быть одному. Любовь к другому и любовь к себе взаимосвязаны. Кто несчастлив наедине с собой, вряд ли будет по-настоящему счастлив с другим, вряд ли сможет поддерживать длительные и глубокие межличностные отношения. Мудрецы всех времен говорили, что прежде чем вступать в брак, вам следует научиться быть совершенно одному или одной. Но до тех пор, пока вы не станете по-настоящему самостоятельным, единственным в своем роде, цельным человеком, вы не готовы вступать в брак. Может быть и не стОит пронимать близко к сердцу их высказывания, но помнить и иметь в виду не помешает.

15:05 

х/ф «По контуру лица»

Я всегда думал, что я смогу сказать той единственной, которую я встречу так внезапно? И если времени будет очень мало? Это должно быть что-то искреннее. И это должно быть от сердца.
Когда я тебя встречу, кем я буду на тот момент? Что меня будет меня интересовать? Зачем ты придешь? Захочешь ли остаться? Пойдешь ли по дороге со мной? Сумеешь ли простить? Сможешь найти, принять, отдать и не потерять? Буду ли я смотреть тебе в глаза или спрячусь от правды? Как я буду одет? Буду ли занят?
Когда я пойму, что ты пришла, я буду другой! У меня всё будет получаться! Начну новую жизнь!
Будет солнце, одна постель на двоих. Будет бег по утрам. Уборки по воскресеньям. Вечерний сериал в обнимку. Походу к друзьям. Новинки в кредит. Перестройка комнаты. Спокойная музыка. Теща. Зять. Подруга невесты. Маленькие ссоры. Обсуждение проблем на работе. Сонаты под окном. Философия жизни. Дача. Микроволновка. Большая кухня. Семейный фотоальбом и домашнее видео. Родильный дом и много сигарет. Свой магазин. Парикмахерская. Пикники. Объяснения. Бабушки. Дедушки. Тенистый сад. Большая дорога. Нежный взгляд и признания в любви. Вдохновение и покой...
Будет всё.
Ты только приходи!




Дебютный некоммерческий художественный фильм Санкт-Петербургского режиссёра Павла Смирнова «По контуру лица», снятый по мотивам рассказа Рэя Брэдбери, раскрывает тему сохранения человечности и сострадания отдельного человека в роботизированном мире, подчинённом единому страху – страху пойти против этого самого мира.

Год выпуска: 2008
Страна: Россия
Жанр: мелодрама, драма
Режиссер: Павел Смирнов
В ролях: Эрнест Темирханов (театр им. Ленсовета), Карина Разумовская (БДТ им. Товстоногова), Алексей Нилов («Улицы разбитых фонарей») и Дмитрий Месхиев (режиссёр фильмов «Свои», «Семь кабинок», продюсер)


18:19 

Твоя вечная половина. Обретение настоящего духовного партнера.



Поиск своей вечной половины — это одна из самых сокровенных задач нашей жизни. Может ли любовь между мужчиной и женщиной стать самым возвышенным духовным опытом? В учениях древнего Востока есть одна прекрасная концепция: у каждого человека где-то живет его вечная половина, именно та его (ее)часть, без которой он (она) не могут быть удовлетворенными, полноценными и совершенными.
Из жизни в жизнь люди, так или иначе, ищут именно эту единственную, свою вечную половину, и когда, наконец, они ее обретут, то это будет самая удачная и самая прекрасная жизнь, жизнь, полная блаженства и божественной любви...

Духовные философские учения Востока,содержащиеся в Бхагаватгите, индуистских Ведах и других писаниях древних мудрецов,утверждают, что душа при сотворении соединяла в себе как мужское, так и женское начала, и, тем самым, отражала двойственную природу Творца. Идея разделения души на два пола дошла до нас сквозь века, воплощенная в словах философов, поэтов и духовных учителей. Вот как этот принцип природы описывал философ XIX века Артур Шопенгауэр: "Полярность, или разделение силы на две равные и противоположные половины — это основополагающий тип всех явлений Природы, начиная от кристалла и магнита, и заканчивая самим человеком".

Еще двадцать пять веков назад образ души-близнеца был очень ярко представлен Платоном в одной легенде, которая до сих пор вызывает интерес западного мира. В диалоге "Пир" Аристофан, восхваляя любовь, повествует о том, как Зевс рассек душу на две половины, дабы скитались они по миру в поисках друг друга."А если ему и всякому иному случается сойтись со своей половиной, то по дружбе, свойству и любви они дивно привлекаются один другим, не хотят ни на минуту отойти друг от друга и остаются неразлучными на всю жизнь, даже не могут сказать, чего одному из них хочется от другого, ибо любовная связь им и в голову не приходит: они сошлись как бы только для того,чтобы жить вместе; душа каждого из них хочет, очевидно, чего-то иного, о чем не может сказать, а только чувствует и загадочно выражает свои желания. И пусть бы тогда, как они лежат вместе, предстал пред ними Гефест, сын Зевса, с орудиями своего искусства и спросил их: "Чего хотите вы, люди, друг от друга? — и, когда они недоумевали бы, что отвечать, пусть он сказал бы им опять: — Не того ли желаете вы, чтобы вам быть вместе и ни днем, ни ночью не оставлять друг друга? Если таково ваше желание, то я сплавлю и сращу вас в одно, чтобы вместо двух стал один, и, пока вы живете, вы будете жить обшей жизнью, как один, а когда умрете, и там,в преисподней, вместо двух вас, сообща умерших, будет один; только смотрите, к этому ли стремитесь вы и удовлетворит ли это вас, если будет получено?" Выслушав такое предложение, ни один из них не отречется от него и не обнаружит никакого другого желания, но тот и другой действительно подумают, что они слышат то самое, чего давно желают, чтобы, сошедшись и сплавившись с любимым, из двух сделаться одним. И причина та, что древняя наша природа была такова, что мы составляли целое, и этой страсти к целому, этому преследованию целого имя—Эрот."(Платон, Диалоги, "Пир")

Легенда Платона отражает духовную реальность, имеющую глубокое значение для всех людей, и содержащую в себе ключ для реализации их потенциальных возможностей. Понятие души-близнеца освещает истинную природу любви, а, возможно, и цель пребывания души на земле. Душа жаждет завершенности и возвращения к истоку, сотворившему ее. Мы считаем, что путь возвращения души начинается с возможного духовного развития индивида в "разделенном" состоянии, продолжается в воссоединении с утраченной половиной, то есть с "близнецом", и завершается обретением единства с группой родственных душ, от которой эта душа некогда отделилась.

Этот вечный принцип подтверждают некоторые духовные писания. Следующий отрывок взят из священных книг суфизма, аскетического и мистического направления в исламе, которое зародилось в Персии в VIII веке. "Из первоначального единства бытия пошло раздробление и рассеивание существ и, в конце концов, на две половины разделилась сама душа. Поэтому каждая половина, движимая любовью, ищет свою вторую половину, будь то на земле или на небесах, и поиск этот порою безнадежен... Поскольку души-близнецы в самом начале своего пути очень похожи, то каждой из них сначала необходимо пройти свой путь, дабы впоследствии они смогли дополнить друг друга. Тождественность и взаимодополняемость — две движущие силы, и два стержня любви... Чтобы существо было совершенным, эти половины должны быть слиты воедино."

Это говорит о том, что человек должен стать достаточно сильной личностью, прежде чем сумеет дополнить собой своего "близнеца". Когда души-близнецы встречаются, они, как части, взаимно дополняющие друг друга, еще недостаточно реализованы, однако открыты дальнейшему развитию. Обе эти души достигли достаточной внутренней стабильности и, как личности, не зависят друг от друга. В этом случае они становятся способны узнать друг друга, объединиться и научиться преодолевать неизбежные конфликты, возникающие в ходе человеческих отношений.

Омраам Михаэль Айванхов в 1960 г в первой части своей книги "Любовь и сексуальность" выразил идею душ-близнецов несколько иначе: "Каждое человеческое существо обладает душой-сестрой. Когда человек пламенел, словно искра, вылетевшая из груди Творца, он являл собой два в одном, и каждая из его двух половин совершенным образом дополняла другую. Позднее эти две половины разделились, и каждая из них встала на собственный путь развития. В ходе своей эволюции они иногда встречаются, и если узнают друг друга, то только потому,что каждая из них в глубине себя несет образ своей другой половины: каждая из половин оставляет на другой свою печать. Поэтому каждый человек носит в себе портрет сестры своей души. Этот образ может быть не вполне отчетливым, но он всегда присутствует, и именно поэтому каждый человек приходит на землю с туманной надеждой найти душу, которая исполнила бы все его желания, и с которой он мог бы соединиться в полной гармонии.

Души-сестры являют собой все друг для друга: ни одно другое существо в этом мире не способно равным образом удовлетворить их. А это означает, что все, с кем вы встречались, начиная с самого первого из ваших многочисленных воплощений, все ваши мужья и жены, все ваши любовники и возлюбленные оставляли вас только потому, что не были теми, кто вам нужен. Вас свели вместе временно, и только временно, все равно, что кастрюлю временно прикрыли крышкой, которая для нее не подходит. Когда же две вместе сотворенные Богом души соответствуют друг другу, то их ничто не может разлучить, и они не боятся снова оказаться разделенными. Когда кто-либо один из супружеской пары боится, что его партнера могут соблазнить (и, как все мы знаем, для этого всегда может найтись причина), то это знак того,что душа этого партнера не приходится нам возлюбленной сестрой. Женщина любит мужчину, а он уходит к другой женщине; мужчина любит женщину, а она меняет его на другого. Но души-сестры никогда так не поступают: они признают друг друга с абсолютной уверенностью и никогда не оставляют."

Где же тогда этот наш истинный возлюбленный, где "близнец" нашей души, и как нам найти друг друга? Этот "близнец" может быть где-то рядом,и вам обоим в своем развитии до готовности к воссоединению осталось сделать несколько шагов. Готовность — это все. Встреча может произойти только тогда, когда вы оба в своем внутреннем развитии достигаете одного пункта назначения. И хотя мы не можем предсказать время этой встречи, оно известно вселенским силам, которые вели нас друг к другу целую вечность.

"Близнец"— это зеркальное отражение души, другая ее сторона. К тому же нам, согласно чудесному замыслу Божьему, уготовано в своем "близнеце" найти уникального и пленительного человека. Эта пленительность отчасти зиждется на том факте, что мы видим в "близнеце" важную часть самих себя,отраженную в новом свете.
Кроме того, каждая из разделенных душ, проходя свой собственный путь, получает личный опыт, который, являясь индивидуальным, в то же время удачно дополняется опытом другой души. Это "другое" всегда новое и интересное, и несет в себе то, чего нам не хватает, то, что мы хотим и готовы получить. Мы дополняем друг друга не только в данный момент, но в течение всего процесса духовного развития: наши половины все больше сближаются друг с другом, и в то же время каждый из нас становится все более уникальным.

Парадокс душ-близнецов заключается в том, что хотя двое становятся одним, в процессе этого единения усиливается индивидуальность каждого в отдельности. Когда души-близнецы сливаются воедино, им никогда не бывает скучно. Наоборот, они не перестают радоваться своему непрерывному духовному росту. В отношениях "близнецов" обе души уделяют бытию друг друга особое внимание. Абрахам Маслоу, исследуя любовные отношения между духовно пробужденными людьми в книге "Психология бытия" описывает это как Б-познание: "В Б-познании переживание или объект, которому уделяют все внимание, на какой-то момент становится всем Бытием.И поскольку воспринимаемым становится "все Бытие", здесь вступают в действие те же законы, которые действовали бы, если бы мы охватили в своем переживании сразу весь космос. Конкретное восприятие объекта как единого целого также подразумевает, что этот объект рассматривается со всей "щепетильностью", с неотрывным вниманием, и постоянно изучается, что крайне необходимо для восприятия всех его аспектов. Та забота, с которой непрестанно взирает мать на своего младенца или любимый на свою возлюбленную, или коллекционер на свои картины, безусловно, способна обеспечить более полное восприятие, какое не в силах обеспечить подход, подразумевающий обычное случайное распределение по категориям. От такого всепоглощающего и завораживающего познания, которое целиком овладевает нашим вниманием, мы можем ожидать богатства подробностей и разностороннего понимания объекта. "Глаз души удерживает видение усовершенствованного бытия. Оба "близнеца", глядя друг на друга, могут уловить это совершенство и посредством силы любви помочь ему проявиться.

Маслоу пишет:"Чем больше захватывающих впечатлений мы получаем от человека, которого любим, или от картины, которой восхищаемся, тем больше становимся похожи на них, и это позволяет нам рассмотреть их лучше во всех отношениях". Этот момент Маслоу называет "внутрипредметным богатством". Мы же можем говорить о внутриличностном богатстве каждого из "близнецов" в этой паре, ибо они воспринимают друг в друге все самое высшее и лучшее, и полнота их сердец дает этому восприятию выражение. Это помогает каждому из них достичь полового равновесия, а также показывает,что встреча душ близнецов приносит именно ту психологическую помощь, в которой они более всего нуждаются и которую более нигде не найдут. Если в обеих душах наличествует сильное стремление к духовному росту, то они притянутся друг к другу и посредством любви и взаимопомощи осуществят необходимые перемены. Эта внутренняя работа продолжается и после воссоединения душ-близнецов. Вклад "близнецов" в личный рост друг друга становится самым достойным проявлением любви.

Можно было бы даже сказать, что "близнец" появляется на сцене тогда, когда в нем меньше всего нуждаются, то есть когда каждая из душ-половинок в разделенном состоянии обретает максимум независимости. Это состояние—верх одиночества. Каждый мужчина и каждая женщина должны взойти на эту вершину в одиночку, и научиться выдерживать порывы яростного ветра, которые обрушиваются на душу, достигшую определенных высот. И тогда из-за тумана вдруг появляется душа-близнец, побуждаемая не потребностью, обусловленной эмоциями, но желанием удовлетворить глубочайшую потребность души. Согласно чудесному проекту Божественного Архитектора, абсолютное одиночество духа открывает путь первому великому воссоединению и навсегда прекращает одиночество.

Это не то же самое, что просто влюбиться. "Влюбиться" обычно означает раствориться в другом человеке,отречься от своего "я" и доверить его сердцу своего возлюбленного. Что касается воссоединения душ-близнецов, то оно уходит корнями в глубины истинного "я", того места, где пребывает душа. Каждое действие, совершенное нами в своей жизни, — это шаг в сторону любви и единения. Просто одни дороги ведут к цели по прямой,а другие в обход. "Неисповедимы пути Господни" (букв. "Бог чертит прямые линии окольными путями") — гласит народная пословица. По мере своего развития мы учимся выравнивать свой путь.

И какие бы обстоятельства не разделяли любовь, согласно закону мироздания, за разделением последует воссоединение. Семья распадается из-за денег. "Какая досада",— скажут некоторые. Но Бог только улыбнется им в ответ. Он уводит людей друг от друга, дабы руководить их духовным развитием, направленным на любовь и воссоединение. Это единственное направление. Другого нет. Они достигнут примирения, если не на земном плане, то на других уровнях. На своем пути люди обречены на страдания. Они должны стать выше этих страданий. Духовные учителя утверждают, что мы будем развиваться через страдания, пока не научимся развиваться через радость.

Союз душ-близнецов — это надежный способ формирования через радость. Каждая из душ-близнецов, возвращаясь к андрогинному единству, навсегда сохраняет свои уникальные качества, мужские и женские, которые она развила в себе в туманном прошлом. Двое становятся одним, и это одно остается одним среди множества. В восточной философии ян и инь определяются следующим образом: ян — это первоначальный импульс, который разделяет и задает направление; инь — ответный импульс, который питает и воссоединяет. Без ян ничего не приходит к бытию; без инь все, что приходит к бытию, погибает. Ян — это сильный аспект умственной деятельности, инь — образное и поэтическое возвышение чисто интеллектуального до прекрасного. Ян служит началом всех вещей, а инь содержит в себе все вещи. Ян осуществляет, инь пребывает. Ян — мужская способность давать,приносящая дары; инь — женская способность получать, хранить, улучшать и перераспределять их. Ян сооружает, инь дополняет; ян осуществляет, инь совершенствует; ян — это сила, инь — тайна, которая раскрывает себя и становится знанием. Ян — первооткрыватель, инь вдохновитель на великие открытия. Ян — это саморазвитие, а инь — посвящение саморазвитию. Ян — воля, а инь — мудрость, и одно без другого ничто, а вместе они радость. Ян — как день, переходящий в ночь, а инь — как ночь, предшествующая дню; одно из них — сила, которая движет морские волны к берегу, а другое — сила, которая откатывает их назад в море, дабы они снова набегали на берег.

Следовательно, быть мужчиной или женщиной — это продвинуться как представителю своего пола и надлежащим образом уравновесить в себе дополняющее противоположное начало. Присутствующее в нас противоположное начало, то есть наличие женской составляющей в мужчине и мужской составляющей в женщине, мы называем контраполом. В мужчине ян — основное, а инь — развивающееся. В женщине, наоборот,основное инь, а развивающееся ян. Равновесие и соотношение этих начал служит мерой духовной зрелости и половой силы, как для мужчины, так и для женщины. Воссоединение двух половин может произойти только между мужчиной, достигшим завершенности и уверенности в своем мужском начале, и женщиной, утвердившейся в своем женском начале. Поистине сильная женщина обретает силу и счастье в своем женском предназначении и самодостаточность в своем вторичном мужском качестве. Мужчина, полностью реализовавший свое мужское начало, в наивысшей степени проявляет свои ян-качества наряду с инь-чувствительностью. Это то состояние, которое Маслоу называет самоактуализацией. Когда самоактуализированные мужчина и женщина встречаются и объединяются, между ними происходит гармоничный обмен их половыми качествами.

Вы женщина? Тогда где-то есть мужчина, который старается реализовать в себе часть вашего женского начала: когда вы встретитесь с ним, вы узнаете в нем себя. Вы же, как формирующийся ребенок, носите в себе именно те качества мужского начала, которые определяют сущность этого мужчины. Вы мужчина? Тогда знайте, что есть дополняющая вас противоположная половина, которая развивается в направлении вашего мужского начала, воспитывая в себе уникальные качества ваших ян-сил. Когда, наконец, вы оба встретитесь, эти силы вернутся к вам вместе с радостью узнавания друг друга. В результате вашего обоюдного понимания того, что вы суть одно, между вами установится совершенная гармония. Вы постоянно будете жить друг в друге и продолжать свое развитие.

Недавно физики были поражены,обнаружив, что если один электрон в атоме, состоящем из двух электронов, под воздействием внешней силы начинает вращаться в другую сторону, то так же изменяется и направление вращения другого электрона, несмотря на значительное расстояние между ними. Это созвучно природе двойственности душ-близнецов. Эти "близнецы" "на вид кажутся разделенными", потому что облечены в различные формы, но где бы любой из них не находился, другой все равно будет влиять на него в духовном измерении. В ходе эволюции обеих душ каждое действие, совершенное одним из "близнецов", естественным образом отражается на другом "близнеце", и это проявляется на материальном уровне.

Мы находим своего близнеца через приобретение опыта, полученного нами в переживаниях любви. Эти уроки могут быть усвоены либо в любовном партнерстве, либо просто через развитие своей внутренней способности любить. Наша общая связанность с другими — это большой холст, на котором мы пишем свою картину. Подобному художнику, мы работаем на всей его поверхности. Когда мы сохраняем свою открытость, то весь опыт нашей души направляется на самораскрытие и утверждение себя как личности.
Он укажет нам направление к подлинной индивидуальности, а, следовательно, и к воссоединению.

Один суфийский текст утверждает: "Помните,единство душ-близнецов — это дар, вместе с которым приходит огромная ответственность за готовность встретить самое большое испытание, которое может выпасть на долю любых двух человеческих существ". Вся жизнь движется в направлении воссоединения ее разрозненных частей. В человеческой жизни это движение происходит в двух направлениях — в направлении потребностей своего "я" и в направлении потребности в близости с другими людьми. Конфликт между "я" и другими — основная дилемма человеческой души. Ее разрешением преодолеваются самые большие испытания. Хотя потребность в самом себе и потребность в других, как кажется, находятся в конфликте, они в действительности представляют две стороны нашего развития, напоминая собой смену ног при ходьбе. Наша задача — сохранять эти стороны в равновесии, отдавая каждой должное и продолжая идти вперед.

Души-близнецы разделяют общую карму, которая переплеталась на протяжении многих жизней. Живя порознь, они накапливали и прорабатывали свою карму, готовясь к будущей встрече. Что касается индивидуальных кармических долгов,которые привносятся в союз душ-близнецов, то здесь души помогают друг другу избавляться от них, подобно хорошим супругам, обоюдно прилагающим усилия к избавлению от бремени денежного долга. Точно так же они разделяют между собой радость кармических вознаграждений. Если кому-то из них выпадает необъяснимая удача, то не исключено, что она коренится в прошлых деяниях партнера.

23:57 

Зла не существует

Профессор в университете задал своим студентам такой вопрос: "Все, что существует, создано Богом?"
Один студент смело ответил: "Да, создано Богом".

"Бог создал все?" - спросил профессор. "Да, сэр", - ответил студент.

Профессор спросил: "Если Бог создал все, значит Бог создал зло, раз оно существует. И согласно тому принципу, что наши дела определяют нас самих, значит Бог есть зло". Студент притих, услышав такой ответ.

Профессор был очень доволен собой. Он похвалился студентам, что он еще раз доказал, что вера в Бога - это миф.

Еще один студент поднял руку и сказал: "Могу я задать вам вопрос, профессор?" "Конечно", - ответил профессор. Студент поднялся и спросил: "Профессор, холод существует?"

"Что за вопрос? Конечно, существует. Тебе никогда не было холодно?"
Студенты засмеялись над вопросом молодого человека.

Молодой человек ответил: "На самом деле, сэр, холода не существует. В соответствии с законами физики, то, что мы считаем холодом, в действительности является отсутствием тепла. Человек или предмет можно изучить на предмет того, имеет ли он или передает энергию. Абсолютный ноль (- 460 градусов по Фаренгейту) есть полное отсутствие тепла. Вся материя становится инертной и неспособной реагировать при этой температуре. Холода не существует. Мы создали это слово для описания того, что мы чувствуем при отсутствии тепла".

Студент продолжил: "Профессор, темнота существует?" Профессор ответил: "Конечно, существует".

Студент ответил: "Вы опять не правы, сэр. Темноты также не существует. Темнота в действительности есть отсутствие света. Мы можем изучить свет, но не темноту. Мы можем использовать призму Ньютона, чтобы разложить белый свет на множество цветов и изучить различные длины волн каждого цвета. Вы не можете измерить темноту. Простой луч света может ворваться в мир темноты и осветить его. Как вы можете узнать, насколько темным является какое-либо пространство? Вы измеряете, какое количество света представлено. Не так ли? Темнота - это понятие, которое человек использует, чтобы описать, что происходит при отсутствии света".

В конце концов молодой человек спросил профессора: "Сэр, зло существует?"
На этот раз неуверенно, профессор ответил: "Конечно, как я уже сказал. Мы видим его каждый день. Жестокость между людьми, множество преступлений и насилия по всему миру. Эти примеры являются не чем иным, как проявлением зла".

На это студент ответил: "Зла не существует, сэр, или, по крайней мере, его не существует для него самого. Зло - это просто отсутствие Бога. Оно похоже на темноту и холод - слово, созданное человеком, чтобы описать отсутствие Бога. Бог не создавал зла. Зло это не вера или любовь, которые существуют как свет и тепло. Зло это результат отсутствия в сердце человека Божественной любви. Это вроде холода, который наступает, когда нет тепла, или вроде темноты, которая наступает, когда нет света".

Профессор сел. Имя молодого студента было Альберт Эйнштейн.

01:42 

Родная душа



Родная душа - это тот у кого есть ключи от наших замков и к чьим замкам подходят наши ключи. Когда мы чувствуем себя настолько в безопасности, что можем открыть наши замки, тогда наши самые подлинные "я" выходят навстречу друг другу и мы можем быть полностью и искренне теми, кто мы есть. Тогда нас любят такими, какими мы есть, а не такими, какими мы стараемся быть. Каждый открывает лучшие стороны другого. И не взирая на все то, что заставляет нас страдать, с этим человеком мы чувствуем благополучие как в раю. Родная душа - это тот, кто разделяет наши глубочайшие устремления, избранное нами направление движения. Родная душа - это тот, благодаря кому мы начинаем жить подлинной
жизнью.
(с) Ричард Бах "Мост через вечность"

00:34 

Притча в изложении Ошо (Ум)

Для изменения важна готовность принять ответственность за всё, что вы совершаете в своей жизни: злость ли, радость ли, плохое или хорошее, ад и рай. Когда вы понимаете, что именно вы являетесь причиной происходящего с вами, когда эта ответственность осознана и принята — мысли начинают изменяться. Будьте открыты новым возможностям!


Вот знаменитая притча. Один человек путешествовал и неожиданно попал в рай.

В Индии концепция рая — древо исполнения желаний. Как только сел под таким деревом, любое желание немедленно будет исполнено. Нет никакой задержки, никакого временного промежутка между желанием и реализацией желаемого.

Этот человек был уставшим, и он лёг спать под таким деревом исполнения желаний. Когда он проснулся, то почувствовал сильный голод и подумал:

— Я чувствую голод. Я бы хотел добыть немного пищи откуда-нибудь.

И немедленно из ниоткуда появляется пища. Прямо приплыла по воздуху, очень вкусная пища. Он был так голоден, что не стал думать, откуда она появилась (когда вы голодны, вы не раздумываете). Он сразу начал есть, а пища была так вкусна...

Потом, когда его голод прошёл, он взглянул вокруг. Теперь он чувствовал удовлетворение. У него появилась другая мысль:

— Если бы только чего-нибудь выпить...

В раю нет запретов, немедленно появилось прекрасное вино.

Лёжа в тени дерева и спокойно попивая вино, обдуваемый прохладным ветерком рая, он начал удивляться:

— Что это творится? Что происходит? Может, я сплю? Или здесь есть несколько привидений, которые разыгрывают шутки со мной?

И привидения появились. Они были ужасны, жестоки и отвратительны — именно такие, какими он себе их представлял.

Он задрожал и подумал:

— Сейчас они точно убьют меня.

И они его убили.


Эта притча полна огромного смысла. Твой ум — это дерево удовлетворения желаний, и что бы ты ни подумал, рано или поздно это исполнится. Иногда промежуток времени такой, что ты совершенно забыл, что ты этого хотел, и не можешь найти источник, с чего началось. Но если взглянуть поглубже, то ты обнаружишь, что твои мысли создают тебя и твою жизнь. Они создают твой рай, они создают твой ад. Они создают твои страдания, они создают твою радость. Они создают плохое, они создают хорошее... Каждый здесь — Волшебник, каждый — Создатель своей жизни. Каждый крутит и ткёт волшебный мир вокруг себя... а потом оказывается связан. Паук сам пойман в свою собственную сеть. Никто не мучает тебя, кроме тебя самого. И когда это осознано, вещи начинают меняться. Тогда ты можешь повернуть всё наоборот, ты способен превратить свой ад в рай. Всё на твоей ответственности.

А затем возникают новые возможности: если ты уже готов, ты можешь прекратить создание мира. Нет необходимости творить ад или рай, вовсе нет необходимости творить. Создатель может расслабиться и исчезнуть. А исчезновение ума есть медитация.

01:00 

А можно тихо двери запереть,
И не зажечь огня во всей квартире.
Не оттого, что не на что смотреть,
А потому, что сердце видит шире.

А можно просто сесть и помолчать,
Оставив все сонеты про любовь.
Не оттого, что нечего сказать,
А потому, что нам не надо слов.

А можно вслед глядеть тебе, любя,
И встречи ждать, и быть чуть-чуть сильнее.
Не оттого, что грустно без тебя,
А потому, что мне с тобой светлее.

А можно, если нет тебя, пойти,
Уснуть на твоем краешке постели,
И пожелать счастливого пути.
Куда? - Не важно.Ты ведь знаешь цели.

01:00 

В который раз беспомощно пьянею,
В родные глядя, милые глаза...
Хотела бы любить тебя сильнее,
Да только жаль - сильней уже нельзя.

Никак я не могу к тебе привыкнуть.
Значителен в любви любой пустяк:
"Не уходи!" - тебе хочу я крикнуть,
Когда ты отступаешь лишь на шаг...

Кем были мы, что с нами дальше будет,
Что потеряем мы, а что найдем, -
Не говори, молчи! Мы - только люди,
Мы люди - врозь, Вселенная - вдвоем.

Пускай нас тешит и морочит случай,
Но волны - не помеха кораблю
Храни меня, люби, жалей и мучай, -
Я с каждым днем сильней тебя люблю.

14:15 

Мне грустно, знаешь… Не сказать словами
О чувствах тех, что в сердце берегу…
Как вышло так? Что происходит с нами? –
Понять пытаюсь, только не могу…

Как с этим жить – сама не понимаю,
Зачем судьба дала нам этот шанс…
Мне трудно, знаешь… Просто я скучаю
И слишком часто думаю о нас…

Ты не грусти, прошу тебя, - не надо…
Ведь знаю я, как это нелегко.
Так странно, знаешь… Ты ведь где-то рядом,
А от меня, как прежде, далеко…

14:16 

Холодный вечер. Яркий свет.
А за окном дожди и грозы.
Тебя со мною рядом нет.
Не плачу я. Зачем мне слёзы?

Проходит час, проходит два,
И грусть становится сильнее.
Ты не со мной. К чему слова?
Я не признаюсь. Не сумею.

Седая ночь. Какой там сон?
Не спится мне, ведь ты не рядом.
Я позвоню… Где телефон?
Хотя, наверное, не надо.

Рассвет в окне. Но снова мгла…
Всё как вчера. Без изменений.
Я не забыла. Не смогла.
В душе бардак. Полно сомнений.

Осенний полдень. Грязь. Туман.
Работа. Дом. Одно и то же.
Надежда – миф, самообман.
Ты не со мной. Ну сколько можно?

И снова вечер. Яркий свет.
А за окном дожди и грозы.
Тебя, как прежде, рядом нет.
Не плачу я, но в сердце слёзы…

22:56 

А знаешь, очень хочется любить …
Бессмысленно, безумно, неумело…
Не веря ни в кого… тобой лишь жить,
Но так, чтоб не прошло… не надоело…
И самые нелепые слова
Шептать, кричать, орать, твердить в ненастье…
Так хочется тебе отдать себя,
Но так, чтобы сразу всю, не только частью…
Так душу твою хочется понять…
Всерьёз… в глуби… не только оболочку…
Не оттолкнув, не отогнав принять
За буквой букву… строчкою за строчкой…
Так хочется в ночи порой бежать…
Твердить «любимый»… жаждать новой встречи…
Так хочется тебя поцеловать,
Прижаться и уйти с тобой под вечер…
Так чисто, бескорыстно, не прося
Твоей любви безжалостной пощады,
Так хочется… всего лишь жить, тебя любя…

01:02 

Они рядом сидели, обнявшись любя.
Она тихо спросила: «Что я для тебя?»
Немножко подумав, с мечтами в глазах,
Он стал вспоминать, оглянувшись назад.
«Когда ты со мной, забывается боль.
Все беды и страхи теряют их роль.
Когда ты со мной, улетают часы.
Я рядом с тобой вижу светлые сны.
Когда ты со мной, я - не одинок.
Твой голос и взгляд не раз мне помог.
Когда ты со мной, я тот, кто я есть.
Ты все недостатки смогла перенесть…»
Он к ней повернулся и понял как раз,
Что ей и не нужно затасканных фраз.
Слегка улыбнувшись, сжав руку рукой,
Он просто ответил: «Я счастлив с тобой!»

01:05 

Мечта порой приходит слишком поздно,
Стремясь разрушить жизненный уклад.
Душа кричит, бушуют в сердце грозы,
Но разум возвращает нас назад.
И ты порой боишься все разрушить,
У жизни сбить неторопливый ритм.
Ты прячешь в глубь, израненную душу,
А разум тебя учит и твердит:
«Забудь, отбрось ненужные страданья,
Жизнь устоялась, поздно все менять.
Мечты уйдут, как первое свиданье,
И не к чему все рушить и ломать».
Наш разум не дает нам сердце слушать.
Начать сначала? А к чему придем?
Откроем перед кем-то свою душу?
А, если, пониманья не найдем?
И мы молчим, и снова в себе носим,
Свои надежды, смелые мечты.
Зачем же у судьбы мы что-то просим,
Боясь с собой переходить на «ты»

01:08 

Как часто люди заняты собой,
А для других и времени так мало,
Тревожит часто нас вопрос простой –
В чём наших бед извечное начало?

А дело в том, что мы в себе живём,
Раскрыться не пытаемся другому,
Мы молимся, судьбы услышав гром,
Но только Вера нам не всем знакома.

Мы очень часто радости полны,
Когда Удача греет стены дома,
Но только мысли завистью черны
В тот час как Счастье выпадет другому.

Мы так живём и в этом жизни суть,
Мы лишь в себе находим утешенье,
Но только нам судьбы не обмануть,
За радостью приходит день осенний.

Приходит он, как серые дожди,
Что застывают каплей на ресницах,
Мы снова молим: «Счастье, подожди,
Позволь тобой подольше насладиться».

Мы радоваться вовсе не хотим
Успехам тех, что с нами вечно рядом,
А души наши покрывает дым
Из тысяч фраз, что кажутся наградой.

Нам нужно лишь немного стать добрей,
А может быть, сердечней, я не знаю,
Чтоб окружать Любовью всех людей,
Даря тепло и доброту без края.

13:41 

От чего умирает любовь?

Умирает любовь не от старости
В тихом свете угасшей зари,-
Умирает любовь от усталости,
Умирает любовь от любви.

От любви, утомлённой величием
Недоступности красок холста,-
Убивает любовь безразличие,
Убивает любовь пустота.

Называют по имени-отчеству,
Расширяется жизненный круг.
И цветёт по полям одиночество
Горьким цветом душевных розлук.

От неё ни уедешь, ни денешься,
Не утопишь в французском вине,-
Увядает любовь от безденежья
И немеет любовь в тишине.

Умирает любовь не от старости,
Ей другие симптомы близки,-
Умирает любовь от усталости,
Умирает любовь от тоски.

13:42 

феи-тоже женщины)

...Муж и жена, лет так за 60, празднуют свою 35-годовщину свадьбы в маленьком ресторанчике. Цветы, музыка, романтика... И тут появляется фея и говорит: "За то, что вы такие молодцы, уже 35 лет вместе, никогда друг другу не изменяли, жили мирно и счастливо, я подарю каждому из вас по желанию
Загадывайте, что хотите". Ну, жена, радостно озвучивает свое желание: "Хочу в кругосветное путешествие со своим любимым мужем"- бах! - и 2 билета на роскошнейший лайнер у нее в руках.Очередь мужа загадывать. Он подумал и говорит:
"Это все конечно хорошо, романтика и вся фигня, но такой шанс выпадает только раз в жизни, поэтому извини,дорогая, но я хочу себе жену на 30 лет моложе". Жена в шоке, фея в шоке - но желание есть желание... Бах! - и муж Стал 92-летним стариком.
Мораль: Неблагодарные мужчины, помните, феи - тоже женщины...

13:54 

Берется интервью у женщины, прожившей со своим мужем 50 лет без единой ссоры:

[]— Мадам, но как Вам удалось прожить все это время в мире и гармонии?
[]— О все просто. Когда мы обвенчались, мой муж посадил меня на повозку и повез на свое ранчо.
[]Пока мы ехали одна из лошадей споткнулась и он спокойно сказал: "Раз".
[]Спустя 15 минут, все в той же поездке эта же лошадь споткнулась еще раз и он сказал: "Два".
[]И уже когда его ранчо было в прямой видимости эта же лошадь споткнулась в третий раз.
[]Он сказал: "Три" — и пристрелил ее. Я, конечно, начала кричать, закатила истерику, начала жалеть бедное животное…
[]— И что же?
[]— И он сказал "Раз"

13:57 

А Вы когда нибудь замечали тот самый момент, когда зима переходит в весну, ночь в утро, момент когда сахар растворяется в чае или как лак засыхает на ногтях? Так же незаметно мы отпускаем тех за кого долгое время держимся из-за всех сил. И возможно именно в эту минуту в каждой из нас происходят незаметные глазу перемены. Все в мире так изменчиво... Невозможно уловить момент когда именно к тебе приходит, или уходит счастье

13:19 

СТИХИ, НАПИСАННЫЕ ПРИ РАССТАВАНИИ



О дева! Знай, я сохраню
Прощальное лобзанье
И губ моих не оскверню
До нового свиданья.

Твой лучезарный нежный взгляд
Не омрачится тенью,
И слезы щек не оросят
От горького сомненья.

Нет, уверений не тверди, -
Я не хочу в разлуке
Напрасно воскрешать в груди
Спасительные звуки.

И ни к чему водить пером,
Марая лист несмело.
Что можно выразить стихом,
Коль сердце онемело?

Но это сердце вновь и вновь
Твой образ призывает,
Лелеет тайную любовь
И по тебе страдает.

Март 1811

(c) Джордж Байрон

Жизнь - это не прожитые дни, это то что запомнилось

главная